/ Новости / Краткий обзор нормативно - правовой базы по вопросам гигиены питания.
О службеО службе
Наши услуги
НовостиНовости

ДокументыДокументы
ФорумыФорумы


ФГУ Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Приморском крае
Новости

10.09.2002 г., Краткий обзор нормативно - правовой базы по вопросам гигиены питания.

Приказ № 325 МЗ РФ

Утверждает порядок проведения и перечень продукции, подлежащей экспертизе на местах и в Департаменте. Приказ устанавливает лиц, ответственных за выдачу санитарно-эпидемиологических заключений.

Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции осуществляется на платной основе. Экспертиза продукции с обследованием условий производства проводится на добровольной основе по заявлению производителя с целью выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на всю производимую номенклатуру продукции. Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию составляет 5 лет; на опытную партию – до одного года.

Службы других ведомств и Министерств имеют право выдачи санитарно-эпидемиологических заключений только в пределах своей компетенции, определённой Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 554.

Подготовлены изменения к Приказу № 325, в настоящее время находятся на регистрации в Минюсте. Пересмотрена номенклатура продукции, подлежащей оценке в Департаменте и в Центрах ГСЭН. Планируется передача в ЦГСЭН экспертизы бутилированной питьевой воды, продуктов диетического (лечебно-профилактического) питания, мясных продуктов, консервов мясных, рыбных, мясорастительных, молочных продуктов, обогащённых макро- и микронутриентами; специй и смесей, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами. Перечень материалов и изделий, подлежащих экспертизе в Департаменте пополнится новыми материалами и изделиями, используемыми в практике питьевого водоснабжения, новыми материалами, предназначенными для контакта с пищевыми продуктами, препаратами для питания спортсменов, пестицидами и агрохимикатами.

Федеральный Реестр

Федеральный Реестр создан в октябре 1998 года. На 31.12.2001г. зарегистрировано около 516 тысяч санитарно-эпидемиологических заключений, выданных в 77 субъектах РФ. Максимальное количество санитарно-эпидемиологических заключений выдано на продукты питания и пищевое сырьё – 41,5 %; 16% на полимерно-синтетические материалы; 7% - на строительные материалы; 4% - на продукцию машиностроения; 4% - на химическую и нефтехимическую продукцию.

24% всех санитарно-эпидемиологических заключений вылаётся в Москве и области, 11% - в Санкт-Петербурге. Ежемесячно выдаётся 15-20 тысяч санитарно-эпидемиологических заключений (150 – 200 Центров ГСЭН).

Вопросы качества и безопасности пищевой продукции.

ФЗ № 29-ФЗ “Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов- комментарии.

- Осуществление контроля за показателями безопасности и пищевой ценности продуктов делегированы госсанэпиднадзору. Ветеринарная служба часто нарушает данное положение и Постановление № 987 “О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов”. Поскольку на сегодня отсутствуют показатели ветеринарной безопасности, ветеринарная служба впоисках ниши требует приставку: ветеринарно-санитарный надзор, ветеринарно-санитарные показатели и т. п. Сейчас разрабатывается Закон о ветеринарии и специалисты нашей службы не поддерживают внесение в него таких формулировок.

  • Разграничение функций Федерального уровня (“Концепция государственной политики в области здорового питания, ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, ФЗ № 128 “Закон о лицензировании отдельных видов деятельности” и т. д. Реализация идёт через Региональные программы, которые утверждаются Администрацией местного самоуправления. Региональные Программы разработаны в 41 регионе РФ, в т. ч. и в Республике Карелия (План мероприятий по реализации государственной политики в области здорового питания”). Критика в адрес госсанэпиднадзора – отсутствуют Региональные Программы по профилактике табакокурения и алкоголизма, хотя существуют соответствующие Федеральные Законы.
  • Государственная регистрация пищевых продуктов. Принято Постановление Правительства РФ № 988 от 21.12.2001 г.

Планируется ввести с 1.04.2002 года. Определён перечень продукции, подлежащей государственной регистрации. Издан Приказ Минздрава № 88 от 26.03.2001 г. “О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, табачных изделий” в котором определён порядок государственой регистрации, разработана номенклатура продукции, подлежащей государственной регистрации, установлены формы документации. Сроки введения государственной регистрации дважды переносились. В настоящее время созданы комиссии, которые занимаются разработкой соответствующих актов и пересмотром действующего Законодательства с целью его гармонизации и ускорения процесса вступления во Всемирную Торговую Организацию.

  • Производственный контроль. Программы производственного контроля должны разрабатываться производителем и в обязательном порядке входить в состав технической документации.
  • Процедура по подтверждению ( установлению) сроков годности –готовится новая редакция Методических указаний по данному вопросу. Необходимы веские основания со стороны производителя пищевых продуктов для проведения данной процедуры, так как многие предприятия пищевого профиля в погоне за прибылью потеряли свою марку ( изготовители молочных продуктов, масла сливочного, жиров).
  • Удостоверения о качестве и безопасности пищевых продуктов. Каждая партия пищевой продукции должна сопровождаться качественным удостоверением. Отсутствует единая утверждённая форма и в настоящее время Госстандарт работает над этим вопросом.
  • Подготовлена и находится в Минюсте на регистрации новая редакция СанПиН “Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов”. Данный документ гармонизирован с директивами Европейского Сообщества, Кодекс алиментариус и др. документами, что упрощает процедуру вступления в ВТО.
  • Контроль за показателями пищевой и биологической ценности – одно из приоритетных направлений госсанэпиднадзора, т.к. они часто не соответствуют заявленным и поэтому вызывают сомнение в подлинности ( натуральности) пищевого продукта.
  • Организация надзора за биологически активными добавками. При обороте БАД часто нарушается “Закон о рекламе”, так как имеющиеся свойства БАД не соответствуют заявленным. Сейчас появились биологически активные добавки для лечения, что недопустимо. Эти препараты должны перейти в разряд лекарственных средств. В2002 году планируется выход Санитарных правил для предприятий, занимающихся производством и оборотом БАД.

- Генетически модифицированные источники

На 2 года в решении этой проблемы Минздрав опередил другие ведомства, что позволило заявить, что ГМИ – медицинская проблема и решать её должны специалисты госсанэпиднадзора. Существует Правительственная Комиссия по генно-инженерной деятельности, в состав которой входит Главный Государственный санитарный врач Г.Г. Онищенко. Отношение к данной проблеме должно быть ровным, ситуацию не драматизируем. Осуществляем входной контроль документации и исследуем лабораторно. В 29 регионах РФ осуществляется ПЦР – диагностика, которая позволяет идентифицировать конкретную генную вставку, отвечающую за те или иные свойства.

  • Надзор за алкогольной продукцией – приоритетное направление надзора. В 2001 году погибло более 37 тысяч человек от случайного употребления алкоголя. 40% всей реализуемой алкогольной продукции находятся в обороте незаконно.

    По душевое потребление алкоголя в 2001 году достигло 9 литров на человека (включая пиво), по Москве показатель – 16,4 литра. С учётом самогоноварения и употребления фальсифицированной продукции эти цифры значительно выше. По данным ВОЗ в стране возникает напряжённая ситуация, если потребление алкоголя составляет 12 литров на душу населения. Показатель смертности от употребления алкоголем составил 26 на 100 тысяч населения ( по некоторым регионам – 30-50). Отмечается, что рост потребления пива не снизил потребление водки.

На базе Института токсикологии в Санкт-Петербурге планируется создание Головного Центра. В настоящее время дорабатываются методики по оценке токсичности ликёро-водочных изделий. Оценка данного вида продукции осложняется тем, что кроме альдегидов, кетонов, сивушных масел и др., являющихся токсичными и сам спирт не безопасен.

  • Надзор за табаком и табачной продукцией:

    В 2001 году вышел Закон об ограничении курения. В ст.3 данного Закона Министерству Здравоохранения поручено разработать надпись о вреде курения. При этом надпись должна быть жёсткой и не оставлять надежды типа “Курение – причина рака”. Юристы оспаривают: “Курение вызывает рак ”. Кроме того, курение вызывает наркотическую зависимость, поэтому позиция Центра ГСЭН отказаться от курения всех не заставить, т.к. существует определённая наркотическая зависимость, но снижая содержание смолы в сигарете снижаем и онкологическую заболеваемость; уменьшая содержание никотина – снижаем никотиновую зависимость.