Кто мы  
 Работы  
 Услуги и цены  
 Заметки о дизайне  
на первую страницу

 

A brain is the muscle that can move the world.
Stephen King, "Firestarter"
     
 

Что нам стоит сайт построить?
Вадим НЕСТЕРОВ.

Насколько же быстро меняется мир... Давно ли большинство руководителей компаний считали Интернет дорогой безделицей, единственная функция которого - в упорной конкуренции с компьютерными игрушками всячески способствовать снижению работоспособности персонала?

А в последнее время складывается устойчивое впечатление, что российские (в том числе и приморские) компании изменили свое отношение к Интернету. Одни компании все чаще создают свои сайты в Интернете, другие все чаще начинают задумываться об этом. Мы попытались разобраться, как во Владивостоке можно "открыть филиал" компании во Всемирной компьютерной сети.

Собственно, первые сайты приморских компаний в Сети появились еще в середине 90-х гг. Но это, большей частью, были сайты компаний, которые так или иначе связаны с компьютерами или с Интернетом. Компании же, непосредственно не связанные с компьютерным миром, проявили интерес к Сети только порядка трех лет тому назад, но это были единичные случаи. Только последние год - полтора процесс создания сайтов коммерческих организаций стал массовым.

Незыблемый принцип рынка "Спрос рождает предложение" в полной мере оправдался и в этой ситуации. На приморском рынке оформляется новый сектор услуг - создание веб-сайтов. Если еще несколько лет назад сайты создавались по принципу: "Есть у меня знакомый паренек, в компьютерах шарит, может, он сделает?", то сегодня уже появились фирмы, специализирующиеся на оказании такого рода услуг. Этот рынок пока находится на самой начальной стадии своего формирования и поэтому достаточно "дикий".

Очень много сайтов по-прежнему создается "народными умельцами", однако в последнее время "индивидуальный пошив мастером на все руки" теряет позиции. Основная причина в том, что создание сайта одним человеком - процесс довольно долгий. Кроме того, для создания нормального ресурса, а не "кошмарной домашней странички" необходимы как минимум два специалиста: веб-мастер и веб-дизайнер, один из которых берет на себя программирование, другой - оформление. Гармоничное сочетание этих ипостасей в одном лице, как и любая универсальность, - редкое явление.

Однако выход был найден достаточно простой - "кустарей-одиночек" заменили "кустарные артели", которые из-за специфики Интернета бывают довольно экзотичны. Достаточно часто встречается ситуация, когда члены "бригады" разбросаны по городам и весям: дизайнер живет во Владивостоке, веб-мастер в Ставрополе, а заказчика им передал друг по переписке из Караганды.

Однако "кустари" все-таки медленно, но верно проигрывают организациям. На сегодняшний день во Владивостоке действуют около десятка фирм, специализирующихся на оказании подобных услуг. О жесткой конкуренции между ними речь, естественно, не идет. Тем более, что во всех этих компаниях создание веб-сайтов не является основным профилем деятельности. Тем не менее в последнее время выделились два лидера, стянувшие на себя львиную долю клиентов. Как и следовало ожидать, ими оказались структуры, тесно связанные с провайдерскими услугами и услугами по размещению сайтов и серверов, к которым клиент сам "плывет в руки" - FarPost/Design (дочерняя структура FarPost Inc.) и "Приморье-он-лайн" (ВМТС). Судя по всему, именно эти две структуры в будущем и окажутся основными конкурентами на этом рынке.

Дикое состояние рынка, естественно, сказывается и на ценах. Ваше "представительство в Сети" вам могут сделать и очень дешево (знакомые "по любви - по дружбе" или "оголодавшие" индивидуалы, готовые на любую работу), и очень дорого, запудрив вам мозги "ява-оплетами" и прочими терминами, звучащими для "чайника" шаманскими заклинаниями. Большая условность любых приводимых цифр связана не только с тем, что цены на рынке еще "не устоялись". Дело в том, что стоимость создания сайта зависит от множества причин - индивидуальный или типовой дизайн, от сложности и структуры сайта, от его объема и функций, количества языковых версий сайта и от многого-многого другого. Именно сложностью формализации и необходимостью "индивидуального" подхода и объясняется то, что "прайс-лист" большинства агентств, как местных, так и московских, состоит из двух слов: "Приходите, договоримся!".

Впрочем, нет правил без исключений. FarPosr/Design, к примеру, едва ли не единственное известное нам агентство, рискнувшее обнародовать конкретные цифры. Но прежде необходимо оговорить, что на рынке различают два основных типа сайтов - "поточные" (созданные по заготовленному шаблону) и "индивидуальные" (с оригинальным дизайном и структурой). Стоимость создания простенького небольшого сайта по выбранному вами шаблону во Владивостоке сейчас стоит $100-150. "Индивидуальный" сайт, как и любая "ручная работа", обойдется вам гораздо дороже, FarPosr/Design заявляет начальную цену в $800, что, в принципе, соответствует средним ценам среди агентств. Но необходимо иметь в виду, что вам могут понадобиться банеры, "рабочий", а не созданный для престижа сайт рано или поздно придется обновлять либо даже менять дизайн, что несколько увеличит стоимость. Не забудьте и деньги, которые придется заплатить человеку за поддержку сайта. Как вы видите, освоение вашей компанией Интернета - удовольствие не из дешевых.

Что касается кадровых ресурсов для создания сайтов, то нельзя сказать, что на рынке чувствуется какой-либо кадровый голод. Скорее наоборот - количество людей, которые имеют представление о том, как создавать интернет-ресурсы, у нас в крае много больше количества людей, получающих за это деньги. Отметим и то, что на этом рынке очень много "любителей", то есть людей, не имеющих профессионального образования, а до всего дошедших самоучкой. Как правило, профессионалами по созданию сайтов становятся двумя путями - либо "технари" осваивают дизайн, либо художники и дизайнеры осваивают компьютер. И, как правило, первый вариант встречается гораздо чаще. Впрочем, отсутствие профессионального образования еще не говорит о непрофессионализме. Рынок показывает обратное. В качестве примера можно привести деятельность одной американской компании (основанной, правда, нашими бывшими соотечественниками), которая набрала специалистов во Владивостоке и, получая заказы в Штатах, перебрасывает их в "город нашенский", зарабатывая неплохие деньги, ведь стоимость подобных услуг на Западе превышает нашу, как минимум, на порядок.

Так что руководителям компаний следует подумать: не лучше ли "ковать железо, пока... дешево". Правда, сразу возникает вопрос: "А зачем вообще компании создавать сайт?", но тема целесообразности выхода компании в Интернет требует отдельного разговора...

"Золотой Рог", 28 марта 2000 года

Кто мы

   
  Copyright: FarPost Int., 1999-2001.