|
Что нам стоит сайт построить?
Вадим НЕСТЕРОВ.
Насколько же быстро меняется мир... Давно ли большинство руководителей компаний считали Интернет дорогой безделицей, единственная функция которого - в упорной конкуренции с компьютерными игрушками всячески способствовать снижению работоспособности персонала?
А в последнее время складывается устойчивое впечатление, что российские (в том числе и приморские) компании изменили свое отношение к Интернету. Одни компании все чаще создают свои сайты в Интернете, другие все чаще начинают задумываться об этом. Мы попытались разобраться, как во Владивостоке можно "открыть филиал" компании во Всемирной компьютерной сети.
Собственно, первые сайты приморских компаний в Сети появились еще в середине 90-х гг. Но это, большей частью, были сайты компаний, которые так или иначе связаны с компьютерами или с Интернетом. Компании же, непосредственно не связанные с компьютерным миром, проявили интерес к Сети только порядка трех лет тому назад, но это были единичные случаи. Только последние год - полтора процесс создания сайтов коммерческих организаций стал массовым.
Незыблемый принцип рынка "Спрос рождает предложение" в полной мере оправдался и в этой ситуации. На приморском рынке оформляется новый сектор услуг - создание веб-сайтов. Если еще несколько лет назад сайты создавались по принципу: "Есть у меня знакомый паренек, в компьютерах шарит, может, он сделает?", то сегодня уже появились фирмы, специализирующиеся на оказании такого рода услуг. Этот рынок пока находится на самой начальной стадии своего формирования и поэтому достаточно "дикий".
Очень много сайтов по-прежнему создается "народными умельцами", однако в последнее время "индивидуальный пошив мастером на все руки" теряет позиции. Основная причина в том, что создание сайта одним человеком - процесс довольно долгий. Кроме того, для создания нормального ресурса, а не "кошмарной домашней странички" необходимы как минимум два специалиста: веб-мастер и веб-дизайнер, один из которых берет на себя программирование, другой - оформление. Гармоничное сочетание этих ипостасей в одном лице, как и любая универсальность, - редкое явление.
Однако выход был найден достаточно простой - "кустарей-одиночек" заменили "кустарные артели", которые из-за специфики Интернета бывают довольно экзотичны. Достаточно часто встречается ситуация, когда члены "бригады" разбросаны по городам и весям: дизайнер живет во Владивостоке, веб-мастер в Ставрополе, а заказчика им передал друг по переписке из Караганды.
Однако "кустари" все-таки медленно, но верно проигрывают организациям. На сегодняшний день во Владивостоке действуют около десятка фирм, специализирующихся на оказании подобных услуг. О жесткой конкуренции между ними речь, естественно, не идет. Тем более, что во всех этих компаниях создание веб-сайтов не является основным профилем деятельности. Тем не менее в последнее время выделились два лидера, стянувшие на себя львиную долю клиентов. Как и следовало ожидать, ими оказались структуры, тесно связанные с провайдерскими услугами и услугами по размещению сайтов и серверов, к которым клиент сам "плывет в руки" - FarPost/Design (дочерняя структура FarPost Inc.) и "Приморье-он-лайн" (ВМТС). Судя по всему, именно эти две структуры в будущем и окажутся основными конкурентами на этом рынке.
Дикое состояние рынка, естественно, сказывается и на ценах. Ваше "представительство в Сети" вам могут сделать и очень дешево (знакомые "по любви - по дружбе" или "оголодавшие" индивидуалы, готовые на любую работу), и очень дорого, запудрив вам мозги "ява-оплетами" и прочими терминами, звучащими для "чайника" шаманскими заклинаниями. Большая условность любых приводимых цифр связана не только с тем, что цены на рынке еще "не устоялись". Дело в том, что стоимость создания сайта зависит от множества причин - индивидуальный или типовой дизайн, от сложности и структуры сайта, от его объема и функций, количества языковых версий сайта и от многого-многого другого. Именно сложностью формализации и необходимостью "индивидуального" подхода и объясняется то, что "прайс-лист" большинства агентств, как местных, так и московских, состоит из двух слов: "Приходите, договоримся!".
Впрочем, нет правил без исключений. FarPosr/Design, к примеру, едва ли не единственное известное нам агентство, рискнувшее обнародовать конкретные цифры. Но прежде необходимо оговорить, что на рынке различают два основных типа сайтов - "поточные" (созданные по заготовленному шаблону) и "индивидуальные" (с оригинальным дизайном и структурой). Стоимость создания простенького небольшого сайта по выбранному вами шаблону во Владивостоке сейчас стоит $100-150. "Индивидуальный" сайт, как и любая "ручная работа", обойдется вам гораздо дороже, FarPosr/Design заявляет начальную цену в $800, что, в принципе, соответствует средним ценам среди агентств. Но необходимо иметь в виду, что вам могут понадобиться банеры, "рабочий", а не созданный для престижа сайт рано или поздно придется обновлять либо даже менять дизайн, что несколько увеличит стоимость. Не забудьте и деньги, которые придется заплатить человеку за поддержку сайта. Как вы видите, освоение вашей компанией Интернета - удовольствие не из дешевых.
Что касается кадровых ресурсов для создания сайтов, то нельзя сказать, что на рынке чувствуется какой-либо кадровый голод. Скорее наоборот - количество людей, которые имеют представление о том, как создавать интернет-ресурсы, у нас в крае много больше количества людей, получающих за это деньги. Отметим и то, что на этом рынке очень много "любителей", то есть людей, не имеющих профессионального образования, а до всего дошедших самоучкой. Как правило, профессионалами по созданию сайтов становятся двумя путями - либо "технари" осваивают дизайн, либо художники и дизайнеры осваивают компьютер. И, как правило, первый вариант встречается гораздо чаще. Впрочем, отсутствие профессионального образования еще не говорит о непрофессионализме. Рынок показывает обратное. В качестве примера можно привести деятельность одной американской компании (основанной, правда, нашими бывшими соотечественниками), которая набрала специалистов во Владивостоке и, получая заказы в Штатах, перебрасывает их в "город нашенский", зарабатывая неплохие деньги, ведь стоимость подобных услуг на Западе превышает нашу, как минимум, на порядок.
Так что руководителям компаний следует подумать: не лучше ли "ковать железо, пока... дешево". Правда, сразу возникает вопрос: "А зачем вообще компании создавать сайт?", но тема целесообразности выхода компании в Интернет требует отдельного разговора...
"Золотой Рог", 28 марта 2000 года
Кто мы
|
|
|