/ Документы / Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморском крае" / "Круглый стол" с предпринимателями Приморского края от "25" сентября 2002г.
Наши услуги
НовостиНовости
ДокументыДокументы

ФорумыФорумы


Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморском крае"

"Круглый стол" с предпринимателями Приморского края от "25" сентября 2002г.

На вопросы отвечает зам. главного государственного санитарного врача по Приморскому краю Нечухаева Е.М.

     Деятельность учреждений санитарно-эпидемиологической службы Приморского края регулируется Федеральным законом от 30.03.99г. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Постановлением правительства РФ № 554 от 24.07. 2000 г.”Об утверждении положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе в РФ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании”, Федеральными санитарными правилами, нормативно-правовыми актами. Федерального органа исполнительной власти (МЗ России) издаваемым в соответствии с указанными законодательными и правовыми актами. Учреждения службы имеют строго вертикальную систему управления, финансируются из средств Федерального бюджета для реализации функций государственного санитарно-эпидемиологического надзора, который включает :

-контроль за соблюдением санитарного законодательства, санитарно-профилактических мероприятий;

-санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ;

-меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписания и вынесения постановления о факте нарушений санитарного законодательства, а также привлечения к ответственности лиц их совершивших;

-контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

-проведение санитарно-эпидемиологический расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых не инфекционных заболеваний(отравлений);

-разработку предложений и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;

-статистические наблюдения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний в связи с вредными факторами среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Дополнительными источниками финансирования учреждений являются:

-средства, получаемые за выполнение работ и оказание услуг по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;

-средств, получаемых от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в порядке возмещения дополнительно понесенных расходов на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;

-средств от издательской деятельности;

-добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц;

-других не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Перечень должностных лиц уполномоченных осуществлять государственный санитарный надзор устанавливается Положением “О государственной санитарно-эпидемиологической службе ( Постановление Правительства № 554 РФ от 24.07.2000г.”

При выявлении нарушений санитарного законодательства, а так же при угрозе возникновения и распространении инфекционных и массовых не инфекционных заболеваний должностные лица имеют право давать предписания гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам:

-об устранении нарушений санитарного законодательства;

-о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющим санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в т.ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов;

-о проведении санитарно-профилактических мероприятий;

-о проведении лабораторного обследования граждан, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями;

-о проведении работ по дезинфекции, дератизации и дезинсекции в очагах инфекционных заболеваний, а так же в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст. 50 п. 2 ФЗ-52 от 30.03.99г. предписания обязательны для исполнения в установленные сроки. Главные государственные санитарные врачи и их заместители помимо этого имеют право (ст. 51 ФЗ-52 от 30.03.99г.):

-рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КОАП;

-вызывать граждан, юридические лица, индивидуальных предпринимателей в учреждения службы для рассмотрения дел об административных правонарушениях;

-давать предписания в соответствии с осуществляемой деятельностью о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз;

-выносить мотивированные постановления о приостановлении(запрещении):

а) проектирования, строительства, реконструкции, технического переоборудования объекта и ввода их в эксплуатацию;

б) разработки, производства, реализации и применения продукции;

в) эксплуатации объектов, производственных участков и цехов;

г) производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов;

д) использовании водных объектов в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и лечебных целей;

е) ввоза на территорию края продукции не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения или не зарегистрированного в установленном законодательством РФ потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов товаров;

ж) о проведении обязательных медицинских осмотров, временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ;

-другие полномочия в соответствии со ст. 51 ФЗ-52 от 30.03.99г.

Должностные лица службы обязаны рассматривать обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, соблюдать охраняемую законом тайну, ставшую им известной при выполнении ими служебных обязанностей. Обязанности и ответственности юридических лиц службы определены ст. 52 ФЗ –52 от 30.03.99.”О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.

Действия должностных лиц учреждений санитарно-эпидемиологической службы края могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Департамент госсанэпиднадзора МЗ России), Главному государственному санитарному врачу по Приморскому краю или в суд. Жалоба рассматривается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда.

Вопросы и ответы.

1. Чем регламентируются оказываемые платные услуги учреждениями санитарно-эпидемиологической службы края? Порядок их оказания. Обосновано ли оказываются платные услуги?

Перечень платных медицинских услуг, оказываемые учреждениями санитарно-эпидемиологической службы установлен приказом МЗ России № 85 от 18.03.2002г. (регистрационный № 3309 Минюста России) “О работах и услугах, оказываемых учреждениями госсанэпидслужбы России по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами” (В соответствии со ст.47ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ” от 30.03.99г. № 52 – ФЗ на платной основе проводятся:

- Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в целях установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг санитарным правилам.

- Лабораторные исследования и испытания.

- Подготовка, издание, распространение методических, нормативных, информационных и иных печатных аудио-визуальных, электронных материалов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

- Гигиеническое воспитание населения, обучение граждан, аттестация гигиенической подготовки работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

- Оформление, выдача и учет личных медицинских книжек работникам отдельных профессий, предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

- Оформление, выдача, и учет санитарных паспортов на транспортные средства, специально предназначенные или специально оборудованные для перевозки пищевых продуктов.

Платные услуги ( работы ) проводятся центрами госсанэпиднадзора на основании договора с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином.

2. Какими нормативными документами определяется порядок ценообразование на платные услуги?

Порядок ценообразования на платные работы ( услуги ) устанавливаются Постановлениями Правительства РФ № 55 от 19.12.91 “О применении свободных цен по договоренности с потребителями с учетом спроса и предложения, № 552 от 05.08.92г.”, “Об утверждении положения по производству и реализации работ (услуг) включаемых в себя стоимость продукции”, № 27 от 13.01.96г.Правила предоставления медицинских услуг населению медицинскими учреждениями”, приказом Минздравмедпрома России от 29.03.96г. № 109 (приложение № 1), приказом Госкомсанэпиднадзора России № 91 от 07 .09.93г. ( приложение № 3) “Положение о порядке ценообразования на платные медицинские услуги и работы учреждения госсанэпидслужбы России”, указанием МЗ России № 1230-У от 16.10.2000г. “О методических рекомендациях по формированию цен на выполняемые работы и оказываемые услуги центрами госсанэпиднадзора”.

Уровень цены может изменяться от срочности исполняемых работ. Расчет цены каждым учреждением санэпидслужбы проводится самостоятельно. С учетом экономической ситуации могут использоваться различные принципы рентабельности.

Государственное регулирование цен путем установления предельных уровней рентабельности не применяется (№ 01-17-/1569-02 комитета РФ по политике цен и № 155 Минфина РФ от 28.12.93г.).

Цены на платные работы (услуги) утверждаются главными врачами центров госсанэпиднадзора.

Заказчик (гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) вправе при заключении договора потребовать калькуляцию.

3. Имеют ли право центры госсанэпиднадзора заключать договор на проведение государственного контроля?

Центры госсанэпиднадзора не вправе осуществлять плановый государственный надзор в том числе с применением лабораторных исследований и инструментальных методов за соблюдением санитарного законодательства на договорной (платной) основе.

4. Обязательно ли проводить производственный контроль за качеством работ в том числе лабораторный. Каков порядок его организации?

Это требование установлено ФЗ –52 от 30.03.99г. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” ст.32, “Производственный контроль” ст. 4, ст. 22 ФЗ-29 от 02 января 2000г. “О качестве и безопасности пищевых продуктов”.

Производственный контроль осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с СП № 1.1.1058-01 “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий”.

Программа производственного контроля разрабатывается индивидуальным предпринимателем на основании санитарных правил, государственных стандартов и технических документов. Программа определяет порядок осуществления производственного контроля за безопасностью продукции, (работ) услуги, методики такого контроля и методики проверки условий оказания услуги. Лабораторные исследования проводятся предпринимателем (юридическим лицом) на базе собственной лаборатории, или по договору с любой аккредитованной в установленном порядке лабораторией. При этом область аккредитации лаборатории по выполняемой номенклатуре исследований должна соответствовать программе производственного контроля.

Учреждениями санэпидслужбы края лабораторные исследования для целей производственного контроля проводятся на платной основе.

Учреждения санэпидслужбы вправе затребовать информацию о результатах лабораторного производственного контроля, установить периодичность ее представления (ст. 50 п. 1, Федерального Закона от 30.03.99г.№ 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”).

Центры госсанэпиднадзора не имеют права:

-требовать заключения договора на проведение лабораторных исследований для целей производственного контроля в конкретных лабораториях, в т.ч. центра;

-проводить исследования для целей производственного контроля, если они не включены в область аккредитации центра госсанэпиднадзора;

Индивидуальные предприниматели, юридическое лицо вправе потребовать от центра госсанэпиднадзора или любой другой организации подтвердить аккредитацию лаборатории на проведение конкретных исследований.

5. Какова периодичность государственного санитарного контроля за объектами?

Центры госсанэпиднадзора обязаны проводить плановый контроль не чаще 1 раза в 2 года на основании плана утвержденного главным врачом и распоряжений о проведении мероприятий по контролю.

Порядок проведения внеплановых проверок определяется в соответствии со ст. 7 п. 4 ФЗ-134 от 8 августа 2001 г. “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”.

При проведении контроля должностные лица службы не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции службы, и обязаны выполнять все ограничения при проведении мероприятий по контролю (ст. 8 ФЗ-134 от 08 августа 2001г.).

6. Каков порядок отбора проб для проведения экспертизы, государственного контроля. Должен ли оплачивать ЦГСЭН стоимость изъятых образцов?

Отбор проб для проведения планового контроля может проводиться учреждением санэпидслужбы не чаще 1 раза в 2 года и в случаях, предусмотренных ст. 7 п.7 ФЗ 134 от 08 августа 2001г.

При этом количество отбираемой продукции должно быть не более и не менее установленного нормативной документацией на методы отбора и испытаний на конкретный вид продукции. Отбор проб проводится в присутствии уполномоченного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя. Отбор проб оформляется актом установленного образца (в 2-х экземплярах).

Акт отбора проб является обязательным приложением к акту обследования объекта, в котором указываются сведения об отборе проб (наименование отобранных проб, количество). Стоимость образца, изъятого для исследования, оплате центру госсанэпиднадзора не подлежит.

7. Медицинское освидетельствование работников торговли: Чем регламентируется его частота, периодичность и оплата этой услуги?

Обязательность предварительных и периодических медицинских осмотров работников торговли, общественного питания при выполнении трудовой деятельности установлена ст. 34 ФЗ –52 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ” от 30.03.99г., ст. 154 КЗОТ Российской Федерации.

Порядок проведения, периодичность обязательных медицинских осмотров устанавливается Федеральным исполнительным органом государственной власти по здравоохранению( Минздравом России).

Перечень работников отдельных профессий производств и организаций, которые при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить медицинские осмотры для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний и массовых не инфекционных заболеваний установлены приказом Минздрава России от 29. сентября 1989г. № 555 “О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств”.

При необходимости администрацией края могут вводится дополнительные показания к проведению медицинских осмотров на основании предложений центра госсанэпиднадзора в Приморском крае.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работникам. (Федеральный Закон № 181 ФЗ от 17 июля 1999 г. “Об основах охраны труда в Российской Федерации”). Данные о медицинских осмотрах подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету учреждениями здравоохранения.

8. Какую цель преследовали работники ЦГСЭН изменяя для продавцов магазинов частоту прохождения сдачи санитарного минимума?

Профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением и реализацией пищевых продуктов является обязательным требованием Федерального Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ” ст. 36.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять гигиеническое обучение работников. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводится в соответствии с инструкцией, утвержденной Приказом Министерством Здравоохранения России № 229 от 29.06.2000г. “О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организации” (регистрационный № 2331 от 20.06.2000 г. Минюста России).

Для работников торговли она установлена 1 раз в 2 года, аттестации должно предшествовать прохождение медицинского осмотра в установленном порядке. Гигиеническое обучение должно проводится учреждением имеющим лицензию на общеобразовательную деятельность, по утвержденным программам. Аттестация проводится учреждениями госсанэпидслужбы в соответствии с планом-графиком, утвержденным руководителем учреждения торговли (юридические лица или индивидуальные предприниматели).

В Приморском крае порядок гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и организаций определен Постановлением Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю № 11 от 29.10.2001г., разработан в соответствии с Приказом МЗ России от 29.06.2000г. № 229.

9. Можно ли организовать дератизацию, дезинфекцию, дезинсекцию собственными силами учреждения, не заключать договор на проведение этих работ с ЦГСЭН или другими учреждениями?

Защита объектов от грызунов, должна обеспечиваться проведением комплексных инженерно-строительных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и собственно дератизационных мероприятий, а также выполнением требований, установленных Федеральными санитарными правилами СП 3.5.3,554-96Организация и проведение дератизационных мероприятий”. Ответственность за обеспечением защиты объектов от грызунов возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию этих объектов. Конкретный перечень санитарно-гигиенических и технических мероприятий, необходим для защиты объектов от грызунов, определяется специалистами ЦГСЭН или организациями, исполняющими дератизационные работы.

Дератизационные работы могут осуществлять только юридические или физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеющие разрешение на данный вид деятельности выданное в установленном Правительством Российской Федерации порядке (п. 3,7 СП 3.5.3.554-96). Такими учреждениями в настоящее время являются центры госсанэпиднадзора и дезинфекционные станции. Они несут ответственность за проведение комплекса дератизационных мероприятий. Их проведение определяется документами п. 5, п. 6. СП 3.5.3.554-96.

10. Имеют ли право сотрудники центров госсанэпиднадзора требовать сертификаты соответствия при проверках?

Не только имеют право, но и обязаны потребовать сертификат соответствия на виды продукции, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с Постановлением Правительства, для которых установлены показатели безопасности для здоровья человека.

11. При рассмотрении ассортимента перечня иногда сокращается ассортимент товара, его количество, хотя площадь торгового зала позволяет этого не делать, в результате понижается эффективность использования полезной площади?

Ассортиментный перечень реализуемой, продукции определяется не только исходя из площади торгового зала, а условиями хранения, реализации, установленными СП 2.3.6. 1066-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов” п.7; 8.

 Анализ поступивших вопросов (они однотипны и объединены в группы которые изложены выше) позволяет сделать вывод, что предприниматели недостаточно владеют нормативной базой в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, Федеральными санитарными правилами, нормативно-правовыми актами РФ, изданным в соответствии с Федеральными законами ФЗ-52 от 30.03.99г. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии”, № ФЗ-29 от 02.01.2000 г. “О качестве и безопасности пищевой продукции” и другими Федеральными законами в области охраны здоровья. Требуется система в организации гигиенического обучения и подготовки в области законодательства по охране здоровья населения руководителей предприятий, в первую очередь малого и среднего бизнеса.

Вопросы и ответы.

1.Чем регламентируются оказываемые платные услуги учреждениями санитарно-эпидемиологической службы карая? Порядок их оказания. Обосновано ли оказываются платные услуги?

Перечень оказания платных медицинских услуг учреждениями санитарно-эпидемиологической службы установлен Приказом МЗ России № 85 от 18. 03. 2002 г. (регистрационный № 3309 Минюста России) “О работах и услугах, оказываемых учреждениями госсанэпидслужбы России по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами ” (В соответствии со ст. 47 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ” от 30.03.99г. № 52-ФЗ.

На платной основе проводятся:

-Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в целях установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг санитарным правилам;

-Лабораторные исследования и испытания;

-Подготовка, издание, распространение методических, нормативных, информационных и иных печатных аудио-визуальных, электронных материалов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

-Гигиеническое воспитание населения, обучение граждан, аттестация гигиенической подготовки работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

-Оформление, выдача и учет личных медицинских книжек работникам отдельных профессий, предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

-Оформление, выдача, и учет санитарных паспортов на транспортные средства, специально предназначенные или специально оборудованные для перевозки пищевых продуктов.

 Если у вас возникли вопросы, Вы можите задать их на форуме сайта.